Самолет Ли-2

Военно-транспортный самолёт Ли-2

В середине 30-х годов прошлого столетия главным гражданским самолетом считался ПС-9, сконструированный А.Н. Туполевым. К тому времени конструкция самолета сильно устарела и не могла в полной мере обеспечить растущие объемы перевозок. Чтобы провести обновление парка самолетов в 1936 году было принято решение о производстве пассажирского американского самолета DC-3. Интерес к самолету проявили и ВВС РККА, перед которыми встала острая необходимость в десантном самолете. Конвейерное производство было налажено на 84-ом авиационном заводе в Химках.

В 1938 году советские инженеры решили разработать свой аналог DC-3. Им стал самолет ПС-84. Для ВВС производились санитарные и транспортно-десантные модификации. Последние принимали активное участие советско-японской и советско-финских войнах. В 1942 году самолеты ПС-84 перестали производиться. Производство вновь было возобновлено в 1942 году, но теперь самолет уже носил название Ли-2, исходя из фамилии главного инженера Лисунова. В военный период самолет производился в транспортно-десантной вариации, в которой было установлено оборонительное вооружение. Также выпускались такие модификации как Ли-2НБ (ночной бомбардировщик), Ли-2Т (транспортная вариация), Ли-2П (пассажирский вариант).

Конвейерное производство транспортного варианта было налажено в 1946 году на 126-ом авиационном заводе в г. Комсомольск-на-Амуре. Всего в СССР с конвейера сошло 5374 самолета Ли-2 различных модификаций. Конвейерное производство Ли-2Т было завершено в 1950 году, тогда ему на смену пришел Ил-12. В ВВС самолет эксплуатировался только до 80-х годов.

Несколько интересных фактов о самолете.

  1. В некоторых российских городах самолету установлены памятники, а именно Новосибирске, Петропавловске-Камчатском, Комсомольске-на-Амуре.
  2. Последний летающий Ли-2 в России был уничтожен в результате авиакатастрофы, в которой погибло четыре человека и, было повреждено три жилых строения.
  3. Группе авиареставраторов из Венгрии удалось восстановить самолет Ли-2 и поднять его в воздух. Данный самолет был показан публике на выставке ILA 2012 в Германии, куда он прилетел из Будапешта.