История музея ВТА в г. Иваново

История нашего музея неразрывно связана с функционированием и историей аэродрома "Северный" в Иваново

Аэродром «Иваново-Северный»

Аэродром «Северный» расположен в 6 км от Иваново, к северу от города. Строительство аэродрома, предназначенного для базирования военной авиации, началось еще до начала войны, в 1935 году. Тут был сформирован двенадцатый бомбардировочный авиаполк на базе самолетов ТБ-1 и ТБ-3. Через 4 года аэродром на долгое время прекратил свою работу: в 1939 году авиаполк покидает «Северный» вместе с базой технического обслуживания. Ивановский военный аэродром остается бездействовать на протяжении года. В 1940 году вновь формируется резервный полк - теперь на аэродроме появляются советские скоростные бомбардировщики. Вскоре на базе 165 учебного полка возникает военная школа, в которой ведется подготовка летчиков-штурманов. Вторая высшая школа штурманов работает под руководством генерал-майора И.Т. Спирина - одного из лучших штурманов страны и героя Советского Союза.

«Северный» в годы войны - эскадрилья "Нормандия-Неман"

В годы Великой Отечественной войны ивановский аэродром внес весомый вклад в историю победы. В военное время «Северный» ведет подготовку не только штурманов, но и ночных бомбардировщиков. К тому моменту на базе аэродрома обслуживались уже три собственные эскадрильи, в каждой из которых было 25-30 самолетов. Сюда начинают поступать новые самолеты - дальние бомбардировщики Ил-4. А конец 1942 года ознаменовался судьбоносной встречей: 29 ноября аэродром принимал добровольцев, направленных правительством Франции для поддержки в боевых действиях против немецких оккупантов. Среди них были летчики и командующие: Ж. де Панж и Ж. Пуликен, Марсель Лефавр, А.Литольф, Ролан де-ля Пуап, А.Дюран и другие. В команду французских добровольцев входила также группа технического состава под руководством инженера А. Мишеля. Впоследствии эти люди вошли в состав славной эскадрильи «Нормандия», которая состояла из 72 французов и 17 советских авиамехаников. Группа окончательно сформировалась 4 декабря. Название «Нормандия» было присвоено в честь французской провинции, которая больше других пострадала в период немецкой оккупации. Перед тем, как приступить к боевым действиям, личный состав французской эскадрильи под руководством опытного инструктора П.И. Друзенкова прошел обучающую подготовку на советских истребителях Як-1 и Як-7. Эти самолеты составляли вооружение группы «Нормандия». Подготовка состояла из теоретического ускоренного курса и практической тренировки летных навыков. К январю 1943 года французские летчики уже достаточно освоили полеты на Як-7, а механики изучили особенности эксплуатации советских самолетов. От каждого французского летчика требовалось 15 часов налета, прежде чем эскадрилья была представлена проверке. Комиссию возглавлял сам генерал Э. Пэти - глава французской миссии в СССР, вместе с советским полковником С.Т. Левандовичем. Оценив навыки летчиков, французскую эскадрилью признали готовой к ведению боевых действий.

В апреле эскадрилья «Нормандия» была направлена в составе 303 истребительной авиадивизии на Западный фронт под командование генерал-майора Г. Н. Захарова. За особый вклад в успешное проведение боевых действий при реке Неман полк получил название «Неманский». С того момента воинское соединение стало называться «Нормандия-Неман».

Вскоре слава о полке «Нормандия-Неман» стала достоянием всего мира. Эскадрилья проявила мужество во время боев за освобождение Литвы, принимала участие в знаменитой Курской битве и Белорусской операции. Истребительная группа «Нормандия» участвовала в боях на территории Восточной Пруссии. За все военное время летчики, входившие в состав эскадрильи, провели в воздухе около 900 боев и одержали более 270 побед. После победы в Великой Отечественной войне французские летчики-добровольцы возвратились на родину на боевых самолетах, подаренных Франции в благодарность за помощь. В 2010 году французские военнослужащие, входившие в состав славного полка, участвовали в Параде Победы на Красной площади.

Среди советских граждан, вошедших в легендарную эскадрилью, были жители города Иванова, в том числе и Е.В. Белянкин. И сейчас в городе одна из улиц близ аэродрома «Северный» носит название славного воинского подразделения. Это историческое место, где полк сформировался, а потом некоторое время располагался во время подготовки в Иваново. В городе есть музей воинского соединения «Нормандия» - сейчас он находится в местной школе.

Послевоенный период в истории аэродрома

После окончания войны, в 1958 г на ивановский аэродром был отправлен 229 авиационный полк дивизии особого назначения с самолетами Ил-14. Сюда перебазировалось управление 4-ой авиационной дивизии особого назначения, который был спустя год расформирован.

Взлетную полосу «Северного» реконструировали для того, чтобы переучивать полк полетам на новых самолетах Ан-12, а уже в 1965 году на аэродроме появился бетон. В 1967 году была сформирована 5-я эскадрилья, которую планировалось обеспечить самолетами «Антей». Еще через год в Иванове начали проводить офицерские курсы, переведенные сюда из военного аэродрома Сещи.

В 1974 году начался новый период в истории аэродрома «Иваново-Северный». В декабре Центральные офицерские курсы были переформированы в 610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации ВВС. Возглавил ЦБП полковник Н.С. Моргис. В подчинение Центра из Тулы был переведен 374-й Военно-транспортный авиационный полк с самолетами Ан-12. К тому времени на базе «Северного» проводилась подготовка по всем основным направлениям. Тут готовили командиров корабля и помощников командира, командиров отряда и авиационной эскадрильи, летчиков-штурманов и летчиков-инструкторов, а также начальников штаба авиационного полка.

В ивановском ЦБП также обучали специалистов из-за рубежа. С переходом авиации на самолет модели Ил-76 тут проходили подготовку болгары, кубинцы, сирийцы, поляки, чехословаки, а также слушатели из стран Африки, Индии и Ирака.

374-й Военно-транспортный авиационный полк был расформирован в 1979 году. Тогда же на базе полка появились инструкторские эскадрильи. Одна эскадрилья вела обучение на самолетах Ан-12, вторая – на Ил-76. В марте 1979 года летчики ивановского Центра участвовали в масштабных плановых учениях Министерства Обороны Советского Союза. Экипажи ЦБП с 1979 по 1982 годы осуществляли регулярные полеты на аэродромы Демократической Республики Афганистан.

Аэродром в период новейшей истории

Российский период истории аэродрома «Северный» ознаменован крупными изменениями в структуре летных подразделений Центра. В августе 1994 года из двух инструкторских эскадрилий и одной исследовательской сформировали единый инструкторский военно-транспортный авиационный полк на самолетах Ил-76. Учебный авиационный центр, который находился в Узбекистане, был переформирован в инструкторскую эскадрилью на Ан-12.

Крупные сокращения в ивановском ЦПБ начались уже в 1998 году. Весной этого года был расформирован 81-й военно-транспортный авиационный полк. После этого в Иваново перевели единственный в России печорский полк Дальнего радиолокационного обнаружения и целеуказания (ДРЛО) на самолетах А-50. На сегодняшний день на базе Центра боевого применения существует лишь одна эскадрилья. В настоящее аэродром «Северный» время является действующим. Он принимает на своих взлетно-посадочных полосах самолеты Ил-76, Ан-12 и Ан-22,а также А-50.

6 мая 1995 года вышел указ президента Российской Федерации, который присвоил 610-ому Центру боевого применения и переучивания летного состава военно-транспортной авиации ВВС имя маршала Николая Семеновиче Скрипко. В период 1950-1969 годов маршал Скрипко возглавлял командование военно-транспортной авиацией. Один из самолетов ивановского Центра, Ил-76 МД, получил имя «Маршал авиации Скрипко», которое сегодня гордо красуется на его борту.

На аэродроме «Иваново-Северный» находится известный авиационный ремонтный завод, созданный еще в 1940 году. Тогда в новочеркасской области начали работу стационарные авиационные мастерские, которые потом стали авиационной ремонтной базой. К пятидесятым годам база обосновалась в Иваново. Авиационный ремонтный центр в 50-60-е годы восстановил большое количество самолетов моделей Ли-2 и Ан-2. Ивановский центр проводил профилактические и капитальные работы по починке самолетов АН-24 и Ан-22, Ан-26 и Ан-30. Позже завод освоил обслуживание самолетов АН-72, а также Ан-74. Сегодня по заказу правительства РФ на базе ивановского 308-го авиаремонтного завода ведутся работы по модернизации спортивных самолетов Як-52 в Як-52М (вариант, предназначенный для военных училищ).

308-й авиационно-ремонтный завод в свое время проводил работы по восстановлению самолета Ан-22 модели RA-08830 (0702) для Музея Военно-транспортной авиации. Самолет когда-то находился на капитальном ремонте, но из-за отсутствия материальной поддержки его так и не починили. Теперь он гордо красуется в музее. В течение долгих лет на аэродроме «Северный» в ожидании капитального ремонта томились два прекрасных «Антея». К сожалению, им больше не было суждено подняться в небо – так и не дождавшись финансирования, самолеты утилизировали.